Развитие мелкой моторики у детей с раннего возраста
Мелкой моторикой называют умение малыша последовательно и плавно совершать движения пальцами, а также кистями ног и рук.
Целенаправленное развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать в первые 5 месяцев жизни, иначе в будущем возникнут проблемы с обучением в школе. Чтобы делать это грамотно, важно иметь представление о некоторых особенностях тренировки мелкой моторики.
Начинает развиваться она с самого рождения. Это проявляется в том, что кроха с любопытством смотрит на свои руки, пытается сначала неумело брать различные предметы всей пятерней, а потом большим и указательным пальцами. Позже ребенок учится самостоятельно удерживать в руке столовые приборы, письменные принадлежности и другие похожие вещи.
Развитие моторики у детей с раннего возраста
От того, насколько хорошо развита моторика, напрямую зависит память, мыслительные способности, восприятие, зрение и формирование речевых навыков. Это объясняется тем, что физиологически моторный и речевой центр расположены совсем близко и во время упражнений на развитие «ловкости» первый центр активизирует второй. Впоследствии это скажется на формировании почерка и скорости реакции.
Способы развития мелкой моторики
Для каждого малыша этот процесс строго индивидуален. Чтобы «превратить» движения детских рук из совсем неумелых в гармоничные, разработано множество методик. Они включают игры и специальные упражнения. Все они направлены на тренировку таких действий, как:
хватание (малыш захватывает игрушку);
подражание (ребенок имитирует движения рук взрослого);
соотношение (кроха совмещает два предмета);
движения кистью руки и отдельно каждым пальчиком.
Тренируем мелкую моторику с помощью специальных игр и развивающих упражнений
Условно выделяют 4 разновидности такой деятельности:
массаж каждого пальчика и всей ладони;
упражнения с мелкими предметами;
пальчиковые игры;
рисование, лепка.
Несколько наиболее эффективных и простых игр:
Игра в «ладушки» (проговаривая слова известной потешки, малыш вместе с другим игроком распрямляет каждый пальчик и хлопает в ладошки).
Массаж ладоней (взрослый водит по ладони ребенка своими пальцами, поглаживая ее).
Разрывание бумажных листов (после полугода ребенку можно давать листы мягкой разноцветной бумаги, которые он сначала ощупывает, а потом начинает разрывать).
Перелистывание страничек (когда крохе исполнится больше года, листы бумаги можно заменить журналом или книжкой с яркими иллюстрациями).
Мисочки-вкладыши (ребенок может выстраивать из них башенки или складывать мисочки друг в друга).
Пересыпание крупы (можно наполнить какую-либо емкость сухой кашей и предложить малышу потрогать крупинки, попробовать их пересыпать сквозь пальцы. В следующий раз задание усложняют: предлагают «изучить» крупинки разного размера и формы или прячут в каше небольшой предмет).
Бусы (взрослый надевает на себя изделие с маленькими и большими бусинами, а малыш пальчиками аккуратно их перебирает).
Закручивание крышек (подготовьте несколько баночек и бутылочек с крышками разного размера и предложите крохе их закрывать и открывать).
Горошина в банке (взрослый несколько раз показывает малышу, как берет горошину и помещает ее в банку с закрывающейся крышкой. Задача ребенка – повторить эти действия).
Рисование песком (ровную поверхность засыпают чистым мелким песком и пальчиком ребенка на нем рисуются различные фигуры).
Вырезание/приклеивание (научите ребенка вырезать из бумаги с помощью детских ножниц и приклеивать картинки с помощью клея-карандаша. Помимо мелкой моторики эти упражнения будут способствовать развитию образное мышление).
Раскрашивание/рисование (малышам полезно обводить контуры картинок или рисовать что-либо на вертикально установленной доске).
Для более эффективного развития моторики хорошо использовать не только приведенные выше занятия и упражнения. Можно сделать это незаметно для ребенка, заменив обычные игрушки специальными.
До полугода у малышей особенно развит хватательный рефлекс. Они стараются сжимать все, что видят. Для этого можно предложить ребенку разные погремушки (деревянные, пластмассовые, тканевые и прочие).
С 6 месяцев будут полезными книжки, сделанные из ткани. Их легко сделать самостоятельно или найти в магазине. Хорошим аналогом будет специальный развивающий коврик с пружинками, пищащими, шуршащими и прочими интересными элементами, которые обязательно привлекут малыша.
После 9 месяцев для тренировки моторики крохе потребуется своеобразный «развивающий центр» – игрушка в виде панельки с кнопочками и ручками, которые можно вертеть, поворачивать и нажимать.
В годик и позже ребенку будут интересны и полезны игры с доской Сегена (более простой аналог паззлов, состоящий из небольшого количества частей), пальчиковыми куклами и шнурками («шнуровать» сначала можно нарисованный башмак, ежика или ткань).
С 2-х лет малышу уже можно покупать игрушки, которые будут интересны еще долгое время. Это могут быть конструкторы и красочные кубики, сортер (кубик, в который нужно вкладывать фигуры разной формы), сборные модели техники и зверей из пластмассы или дерева, магнитные фигурки, мягкие тканевые конструкторы с липучками, магнитные фигурки, мозаики, паззлы.
При проведении занятий для развития мелкой моторики важно понимать, что:
они должны проходить только в присутствии взрослых (ведь малыш легко может подавиться мелкой деталью или проглотить ее);
моторику нужно развивать систематически, выделяя на это время ежедневно.
Познать загадки тайны и секреты
Пытаюсь я давно безрезультатно.
На все вопросы верные ответы,
Не так легко найти мне, вероятно.
Я не могу быть идеальной
И всем дарить тепло и свет.
На свой вопрос я однозначно
Я здесь найду простой ответ!